Nissan Gazelle 1981

80-е годы прошлого века стали прорывными во многих отраслях промышленности. В том числе в автомобилестроении, причем как в спортивном, так и в гражданском. Лучшие умы мира ломали головы над появлением новых систем, а то и новых типов автомобильных двигателей. Начинаете сомневаться в цели такой моей подводки? Сегодня пойдет речь о Nissan, которому была уготована судьба стать первым в истории марки с роторным двигателем, но не сложилось. Впрочем, обо всем по порядку.

Nissan Silvia третьего поколения в кузове S110 появилась на рынке в 1979 году. За 14 лет, прошедших с момента рождения модели, спортивное купе прочно закрепилось в линейке Nissan. Однако в этот раз японцы помимо классического (для того времени) хардтоп-купе представили ещё и кузов 3-х дверного хетчбека! Такой тип автомобиля уже активно набирал популярность как в родной Японии, так и на Западе, поэтому на первый взгляд добавление 3-ей двери было довольно логично.

Продажами новинок разных типов кузовов занимались даже разные розничные сети. 3-х дверка отошла компании Nissan Bluebird Store, где выставлялась вместе с премиум-фастбеком Fairlady Z S130. Купе продавалось в сети Nissan Prince Store, оставшейся от объединения в 1966 году Nissan и Prince Motors и торговавшей также моделью Skyline. Логично было бы предположить, что одна из этих моделей делила шасси с Silvia, но нет: шасси было общим с моделью Sunny (B130) и более габаритным Violet (A10).

Теперь вернемся к событиям, которые предшествовали появлению модели. В 1957 году, в застенках немецкой автомобильной компании NSU Motorenwerke, 2 инженера по фамилиям Фройде и Ванкель закончили работы по созданию принципиально нового типа двигателя. Имя ему - роторный двигатель, который чаще всего называют двигателем Ванкеля. Тот самый трехгранный ротор, компактный, экономичный (как казалось на бумаге), перспективный. Поскольку у самой NSU создать популярный автомобиль было практически не под силу (хотя попытки предпринимались), предприимчивые немцы решили продавать лицензии на творение своих инженеров. Понятно, почему все знают о покупке такой лицензии Mazda - их автомобили до сих пор славятся фирменным похрюкиванием ротора. Но подобные документы были приобретены практически всеми мировыми производителями! Однако в серию не пошли. Почему же?

Ответ у всех был тот же, что и у Nissan. Silvia этого поколения изначально разрабатывалась для роторного двигателя, и только незадолго до представления модели публике стало ясно: новый агрегат просто не выживет в условиях реальной эксплуатации. Низкая надежность и экономичность вкупе с высокими сложностями при производстве убили двигатель Ванкеля на всех конвейерах, кроме Mazda и ВАЗ. Даже Audi, созданная на обломках NSU и Auto Union в 1969 году, впоследствии использовала дизайнерские наработки автомобилей, но не уникальный двигатель.

Как бы там ни было, японцы ловко вышли из ситуации, установив в новую модель двигатели свежей серии Z, более старой серии L и ещё несколько разных силовых установок, включая FJ24. Это мотор, с которым Silvia получила название 240RS и выступала в мировом ралли, в той самой группе Б! Учитывая заднеприводную переднемоторную компоновку, японцы несколько опоздали с надеждами выиграть титул, но хотя бы к участию были допущены.


Мотор Z18ET, который вы видите на фотографиях, устанавливался только на автомобилях для внутреннего рынка Японии. Эта турбированная рядная 4-ка с турбонаддувом и впрыском топлива (нормой в те года все-таки была карбюраторная система питания) развивал порядка 135 л.с. Появился он после рестайлинга (или фейслифтинга, если вам так больше нравится) модели в 1981 году. Помимо двигателя, модель получила обновленные бампера и переработанный вид передней части.

Внешне автомобиль, особенно 3-х дверная версия, был в достаточной степени агрессивен и по-модному угловат. Чем-то он напоминал Leopard, совместно с которым и продавался. Версия Gazelle, которой могли торговать некоторые дилеры, отличалась иной формой решетки радиатора и задней оптикой, а также максимально богатым оснащением салона. В этой комплектации, а это именно комплектация, а не отдельная модель, можно было встретить популярную в те годы цифровую приборную панель вместо традиционной стрелочной. В салоне никаких излишеств не было, но максимум опций, в который входил даже кондиционер, был эргономично распределен по всему салону. Некоторые элементы управления располагались даже на центральной консоли - туда были вынесены управление задним дворником, его омывателем и подогревом. Задние форточки в хетчбеке умели “открываться”, открываясь наружу механической ручкой наподобие регулировки угла наклона спинки.

На рынки США и Канады машина шла под именем суббренда Datsun 200SX, что позднее вносило некоторую неразбериху в попытке объяснить, какого поколения SX-ом вы владеете. В Мексике Silvia называлась Datsun Sakura, что в переводе значило “цветение вишни”. За 4 года производства было выпущено не так много автомобилей, что сделало их в наши дни настоящими святыми Граалями ценителей марки и модели. Особенно это касается хетчбека - таких до наших дней и вовсе дожило единицы.

Андрей Мусалев (Фото) Instagram: @drew_od

Соколкин Олег (Текст) Instagram: @its_sokol

MAJI97' email MAJI97' Facebook MAJI97' Instagram MAJI97' YouTube MAJI97' VK