VW Beetle Type 1 1968

Народный автомобиль - это как свобода, равенство и братство, почти недостижимый идеал. Мечта. Погоня за Атлантидой. Но кое-кому это удалось, и этот немецкий, в самом глубоком смысле этого слова, автомобиль успел покорить все континенты, обретя популярность даже в США. Как такое возможно?

История самого продаваемого автомобиля всех времен и народов началась в нацистской Германии, где Гитлер проложил себе тропу к власти и всеми силами старался удержать симпатии немцев. В 1933 году, в берлинской гостинице "Кайзерхоф" состоялась встреча фюрера и 2-х представителей автоиндустрии: конструктора Фердинанда Порше, одноименной компании которого тогда исполнилось только 2 года, и Якоба Верлина, торговца автомобилями из Австрии, который приглянулся фашистскому лидеру ещё со времен работы с закупками автомобилей. Повестка дня была проста: как обеспечить рядовых немцев возможностью обладать автомобилем? Существующие модели были слишком дороги, их обслуживание было не тривиальным. Похожие проблемы испытывали союзники после окончания II мировой войны, о чем мы писали в материале о крохотном Messerschmitt. Требования руководства Германии были просты: вмещается 5 человек, разгоняется до 100 км/ч, расходует до галлона на 32 мили (51 км), стоит до 1000 рейхсмарок.

Фердинанд задачу понял и уже обладал наработками и планами. Вскоре после открытия, в его бюро обратилась компания Zundapp, для которой он создал прототип Volksauto, ставший впоследствии прообразом Beetle. В 1934 году на берлинском автофестивале состоялось первое выступление Гитлера в статусе "лидера нации", где он пообещал обеспечить каждую истинно немецкую семью личным автотранспортом.

К 1937 году была готова общая концепция автомобиля: обтекаемые формы, компактные размеры, несущий кузов (в те годы была популярна рамная конструкция). Двигатель предполагалось использовать оппозитный с воздушным охлаждением, разместив его продольно за задней осью. На заводе Daimler-Benz была изготовлена первая пробная партия автомобилей, которые отправились на обкатку (технические тесты) к водителям из СС, которые проехали в общей сложности около 2 млн км. В 1938 даже был построен завод для производства нового автомобиля, но к этому моменту фашисты раскрыли свои истинные замыслы - шла активная подготовка ко Второй Мировой войне, завод был поставлен на военные рельсы. В процессе это едва не привело к полной кончине завода, но каким-то чудом некоторое количество производства уцелело.

С 1946 года идет восстановление завода и где-то на задворках находят те самые прототипы, которые когда-то планировалось использовать в программе народного автомобиля. С этого момента у Жука наступает фактически новое рождение. Автомобиль начинает охотно продаваться в послевоенной Европе, с некоторым скрипом достигает рынка США и становится целой субкультурой, подобно более позднему Mini. В отличие от многих других моделей, у Жука было великое множество поколений, которые отмерялись лишь годами выпуска. Во имя удешевления машину практически полностью обходили стороной технологии, но это нисколько не мешало получать удовольствие от компактного автомобильчика.

В 1986 году концерн принимает решение прекратить производство морально устаревшего автомобиля. И вплоть до 1993, когда конвейер вновь запустили, они получали сообщения о недовольных клиентах, которые хотели купить Жука! Его популярность в небогатых странах достигала максимума. В 1998 VW даже попробовали выпустить обновленную версию автомобиля, эдакий гольф в обтекаемой форме, но народной любви новый кузов не получил: для европейцев он был непрактичен и частично уступал конкурентам, для стран третьего мира слишком дорог.

В 2003 году Жук похоронили в Мексике, последнем месте производства. Воскрешать модель уже точно не было никакого смысла из-за чрезмерного морального устаревания по меркам нового, XXI века. Однако то, что снимается с конвейера, может представлять интерес для ценителей!

Экземпляр, который вы видите на фото - один из прекрасно сохранившихся (или щепетильно восстановленных, как вам больше нравится) московских Kafer’ов. Его хозяина зовут Лев, и несколько лет назад, продав свои стенс-проекты, он задумал приобрести нечто интересное. Выбор пал на Porsche с воздушным охлаждением двигателя, а купить такой - не самая простая задача, если ваш бюджет все-таки имеет какие-то ограничения. Некоторое время поискав достойное предложение он понял - а ведь Beetle ничем не хуже! Точнее хуже, конечно же, но тоже имеет свою харизму, стиль и главное - коллекционную редкость. Но и Жук оказалось не так-то просто купить, предложения на рынке были либо слишком дороги, либо слишком плохи по состоянию. Подходящий вариант нашелся в Белоруссии - там как раз один энтузиаст задумал продать свой отлично восстановленный аппарат. Пришлось подождать несколько месяцев, пока на нем соберут мотор, приехать, снять его с учета и двинуть своим ходом в обратный путь! Машина к тому времени уже была занижена, двигатель только-только собран - все условия к веселому приключению. И оно состоялось: соосность шкивов была нарушена и ремень вентилятора упорно слетал. Кончилась поездка уже в Подмосковье, когда все-таки пришлось загнать покупку на эвакуатор.

Процесс восстановления классических автомобилей - это всегда занятие затратное и непростое. Одна из ключевых проблем - поиск толкового специалиста. Осложнялась история необходимостью присутствия машины сперва на свадьбе друга, а потом и на свадьбе самого владельца! Дедлайны прогорали, человек, которому было поручено довести автомобиль до идеала нещадно подрывал доверие к себе. В итоге большую часть работ Лев сделал сам вместе со своими друзьями. Жук стал важной частью свадебного торжества - вот уж каких фотографий почти точно не может быть у ваших друзей!

После этого машине предстояло начать настоящие изменения. Когда вы имеете дело с классическим автомобилем, даже простой подбор колесных дисков может представлять из себя не самую простую задачу. В данном случае выбор пал на Cragar SS 15” с параметрами 6J ET0 / 8J ET8. Нюанс заключался в том, что на них сверловка оказалась 5x114.3-127, в то время как родная сверловка данной машины была 4х130. Для установки были найдены и установлены тормоза 5х130, после чего пришлось проточить отверстия в дисках до требуемых параметров. Особых проблем с этим не было, поскольку с завода отверстия имеют овальную форму. Также диски были заново подвержены хромированию, и с этим тоже не всё было так просто! Дело в том, что обод - это фактически кусок штампованного диска, а центральная часть - это уже форма литая, что подразумевает разные металлы. Поэтому и наносить хром пришлось не классической ванной, но на качестве изделия это почти не сказалось.

Крыша - отдельный фетиш. На ней установлен механизм под названием регтоп. Это матерчатая часть крыши, которая может сдвигаться подобно люку. Нечто подобное когда-то было очень популярно на Citroen 2CV, а позднее мода перебралась и на многие другие классические авто. Для Beetle их существует несколько разновидностей, но наиболее эргономично и “на своем месте” смотрится вариант от бразильцев. Да, иногда вам приходится заказывать запчасти не просто из другого континента, а ещё и из настолько неожиданных мест! Можно было бы найти и оригинальный регтоп от Beetle, но его цена сейчас сопоставима с запуском в космос спутника - согласитесь, это не та цель, что может оправдать такие средства.

Низкий статичный автомобиль - это красиво и очень по-настоящему. А когда вы устаете от настоящих стуков днища обо все выбоины и следы некачественного ремонта асфальта, особенно, если при этом ваш кузов ощутимо старше этого асфальта, и выглядит лучше - вы приходите к пневмоподвеске. Также это способ максимально занизить автомобиль без потери его возможности к передвижению. Владелец данного авто уже имел опыт общения с низкими автомобилями и установка регулируемой подвески была только вопросом времени. Когда подобные механизмы устанавливаются в современный автомобиль - зачастую достаточно закупить оборудование и взять в руки болгарку. Но когда это устанавливается в машину, разработанную ещё в 30-е годы - вам неизбежно придется менять многое и ещё чуть-чуть. Здесь общий процесс занял около полутора лет, и даже на сегодняшний день результат не доведен до идеала.

Впрочем, идеал и недостижим. Автомобиль так или иначе будет в процессе постоянных изменений и стремлений к лучшему. К примеру, двигатель, перебранный предыдущим хозяином в Белоруссии пришлось перебрать ещё раз с заменой головок блока цилиндров и ещё целой кучей всего - сказался недостаток запчастей при прошлых работах.

Что такое VW Beetle сейчас? Безусловный элемент стиля в первую очередь. Это не просто олдтаймер - это целая легенда на колесах, которая мало кого сможет оставить равнодушным. Пройдя долгий путь от народного автомобиля третьего Рейха до самого массового автомобиля мира, Beetle жирной строчкой вписал микролитражки в историю мирового автомобилестроения.

Дмитрий Маккарти (Фото) Instagram: @mccarthy606

Соколкин Олег (Текст) Instagram: @its_sokol

Авто Instagram: @orange_leo

MAJI97' email MAJI97' Facebook MAJI97' Instagram MAJI97' YouTube MAJI97' VK